Ёмкости АЗС — резервуары для хранения топлива
Топливные емкости, которыми оснащаются АЗС, предназначаются для приемки и хранения ДТ и бензина, а также других видов нефтепродуктов. По типу хранимого топлива они подразделяются на емкости для бензина и ДТ, масла и СУГ.
Автозаправочные станции относятся к объектам, эксплуатация которых сопряжена с повышенной опасностью. Резервуары, которыми они оснащены, обязательно должны быть абсолютно герметичными, полностью отвечать противопожарным требованиям и экологическим стандартам. На них должна быть установлена специальная аппаратура, позволяющая осуществлять постоянный контроль состояния хранимого продукта. Подобное оборудование в обязательном порядке оснащается сигнализацией звукового и светового типа.
Обычно топливо на АЗС хранят в выполненных из металла горизонтальных цилиндрических емкостях, наземных либо подземных. Кроме того, применяют на АЗС сделанные из стали одно и двустенные баки вертикального типа, а также одно, двух и многосекционные резервуары, пригодные для накапливания и хранения нефтепродуктов всех видов.
Устройство топливных хранилищ
Резервуары горизонтального типа обычно выполняют из стали, они имеют коническое либо плоское дно. С внутренней стороны емкости подземного типа укрепляются ребрами, придающими конструкции жесткость, так удается исключить риск деформации хранилища при сезонно подвижке грунта. На изготовление пускают листовую сталь, толщина которой составляет 4-5 мм. Как правило, производят из стали двух сортов:
- СТ3, допускающую применение при температурных значениях до -40оС;
- 09Г2С, эксплуатация изделий из которой возможна и при температурных значениях ниже -40оС.
Емкость может состоять из одной секции или из нескольких. Многосекционные подходят для хранения разных типов нефтепродуктов в одном резервуаре.
Типы резервуаров для оборудования АЗС
Резервуары подразделяют по таким признакам, как способ размещения, вариант изготовления и назначение.
По предназначению емкости АЗС бывают:
- топливными;
- аварийными;
- пожарными.
По варианту изготовления различают резервуары:
- одностенные — на АЗС они применяются в качестве аварийных либо противопожарных емкостей. Допускается использование одностенных цистерн для хранения и выдачи нефтепродуктов, но в этом случае обязательно предусматриваются особые казематные сооружения, исключающие риск попадания топлива в землю при нарушении герметичности резервуара;
- двустенные — более безопасны в эксплуатации. При разгерметизации топливного резервуара пролив содержимого не произойдет, жидкие продукты соберутся в межстенной полости. Межстенная полость обычно наполняется тосолом либо азотом под малым давлением. Двустенные перегородки обязательны и в емкостях с несколькими автономными отсеками для разных типов нефтепродуктов.
По способу размещения топливные емкости для автозаправок бывают подземного типа и наземного.
Подземные емкости
Цистерны подземного типа используются по большей части на АЗС стационарного или блочного типа. Подземные хранилища с одинарной стенкой здесь применяются как аварийные, практикуется их использование и для приемки случайных проливов нефтепродуктов либо как резервуаров для содержания некоторого запаса воды на борьбу с возгораниями.
Подземные топливные резервуары преимущественно имеют двойные стенки. Одностенные варианты непопулярны, поскольку при их применении обязательно сооружение бетонного каземата. Он защитит грунт от попадания в него разлившихся из-за повреждения оболочки емкости нефтепродуктов, топливо ни при каком раскладе не должно уйти в землю.
Двустенные резервуары оснащают системой, которая постоянно контролирует полную непроницаемость межстенового пространства. При повышении уровня содержимого в межстеновой полости сигнализация звукового и светового типа фиксирует факт нарушения целостности внутренней стенки резервуара.
Наземные емкости
Цистерны, размещаемые на земле или над ней, преимущественно используют при обустройстве контейнерных либо модульных автозаправочных станций. Наземные резервуары, как и заглубленные, могут быть одно- и двустенными.
Правила пожарной безопасности предусматривают расположение АЗС с одностенными наземными резервуарами на большом расстоянии от ближайших объектов жилого и иного назначения. В городских условиях не всегда есть возможность выполнить это условие, поэтому емкости с одинарными стенами чаще всего обустраивают за границами населенных пунктов, а в черте городов и поселков устанавливают заправки с двустенными резервуарами.
Оснащение резервуаров АЗС спецоборудованием
Резервуары автозаправочных станций оснащают:
- линией наполнения;
- линией выдачи;
- технологическим оборудованием для хранения топлива.
Линия наполнения включает в себя узел слива с точкой подключения рукава автоцистерны, трубопровод с запорной арматурой и ограничитель налива. Узел слива обязательно оснащается огнепреградителем и фильтром. Ограничитель налива монтируют внутри резервуара, он должен перекрыть закачку топлива при достижении уровня наполнения в 95%.
Комплектация линии выдачи зависит от того, есть ли в топливораздаточной колонке насос. При наличии его внутри ТРК в линию выдачи входят трубопровод, запорная арматура, огнепреградитель и обратный клапан. Последний не позволяет линии выдачи полностью опорожняться, не давая тем самым насосу в колонке работать на сухую. При применении колонок без встроенного насоса, с напорной гидравликой, в емкости монтируют насос погружного типа.
В минимальный набор технологического оборудования топливного резервуара входят:
- люк замерный, используемый для забора проб топлива. При помощи рулетки либо метроштока. Для осуществления автоматического контроля уровня наполнения монтируют электронный уровнемер;
- дыхательный клапан, позволяет компенсировать давление внутри резервуара при его наполнении либо опорожнении;
- в зависимости от конкретных условий эксплуатации устанавливают дополнительное оборудование.
У топливных резервуаров АЗС подземного типа технологическое оборудование располагается под крышкой, в специальном технологическом отсеке. Число устанавливаемых емкостей зависит от того, сколько сортов нефтепродуктов включено в ассортимент заправочной станции.
Оборудование устанавливается в цилиндрических металлических колодцах, размещенных на резервуарах. Диаметр таких колодцев составляет 1200 мм, Корпус колодца прочно соединяется с корпусом емкости. Для защиты от коррозии предусматривается антикоррозионная изоляция поверхностей и колодца, и резервуара. Для снятия с оборудования АЗС статических электрозарядов и блуждающих токов резервуары заземляются.
Монтаж сливной трубы осуществляется на высоте 100 мм от днища емкости это на 50 мм ниже уровня размещения всасывающего клапана, монтирующегося на всасывающей трубе. Такое расположение трубы позволяет обойтись без установки специального затвора. Сливные трубы (Ду80) укладывают наземно, выдерживая уклоном 0,002 в сторону емкости.
Резервуары подземного типа устанавливают в котлованах с последующим засыпанием их грунтом. Сверху обустраивают островок высотой 20 см от поверхности проезжей части. По его периметру выкладывают каменный бордюр. При этом на глубине 1,5-2,0 м устойчивость грунта должна составлять не менее 1,5 МПа. Допускается установка емкости и при наличии близко залегающих грунтовых вод. Установившийся уровень их не должен быть более отметки минус 1,0 м, если принять в качестве нулевой отметки уровень поверхности островка. Если грунт сухой, топливный резервуар монтируют на подготовленную песчаную подушку, толщина которой составляет 30 см. Песок для нее засыпают в подготовленный котлован и хорошенько уплотняют.
В земле, насыщенной водами, емкость монтируют на фундамент из бетона, закрепляя его при помощи металлических хомутов. Подобная конструкция не позволяет ей «всплыть» при ее опустошении. Засыпают емкость в котловане постепенно, слоями по 10 см и обязательно проливают водой и основательно трамбуют. Глубина закладки от верхней образующей до поверхности островка должна составлять 0,7-1,2 м в зависимости от ее вместимости. Уровень заглубления диктуется также степенью уклона всасывающего и др. трубопроводов.